Пн. Авг 19th, 2024

Астероиды, из которых можно добывать неоценимые металлы, мега-звезды спутников для обеспечения доступа в Интернет в глобальном масштабе, орбитальные «зонтики» между Землей и Солнцем, способные снизить температуру на планете, «необычные» однодневные путешествия и пригодные для жизни марсианские города. Научная фантастика? Нет, экономика. Точнее, космос, о чем рассказывается в новом эссе Симонетты Ди Пиппо, опубликованном издательством Университета Боккони — Egea: «Космическая экономика — новый рубеж развития». Астрофизик и бывший директор расположенного в Вене Управления ООН по вопросам космического пространства, автор, которому в 2008 году был посвящен астероид 21887 Dipippo, в настоящее время руководит Лабораторией эволюции космической экономики в Школе менеджмента Sda Bocconi.

В своем новом эссе Ди Пиппо приглашает читателей испытать страсть, которая сопровождала ее на протяжении всей карьеры, и отправляется в путешествие, чтобы открыть для себя экономику, границы которой выходят далеко за пределы космоса, укореняясь на Земле, которая как никогда нуждается в новых формах экологически и социально устойчивого развития. Именно те, которые, по мнению Ди Пиппо, космическая экономика может позволить нам использовать, создавая конкретные последствия не только для жизни дальновидных ученых и предпринимателей, но и для всех нас. Согласно определению ОЭСР, космическая экономика — это совокупность видов деятельности и использования космических ресурсов, которые создают ценность и выгоды для человечества при исследовании, понимании, управлении и использовании космоса. Поэтому он включает всех участников, государственных и частных, занимающихся разработкой, предоставлением и использованием продукции и услуг, связанных с космосом: исследования и разработки, создание и использование космической инфраструктуры (наземные станции, ракеты-носители, спутники), применение космической техники (навигационные приборы, спутниковая телефонная связь, метеорологические службы и т.д.), а также полученные научные знания.

Таким образом, космическая экономика выходит далеко за рамки космического сектора в строгом смысле слова, поскольку она распространяется на все более широкое и меняющееся воздействие продуктов, услуг и знаний, получаемых из космоса. От сельского хозяйства до охраны окружающей среды, от управления природными ресурсами до транспорта — в других отраслях существует множество приложений, которые получают пользу от космических данных и технологий. Сегодня стоимость космической экономики в мире составляет около 470 миллиардов долларов США, и в ближайшие десятилетия прогнозируется двузначный процентный рост, но ее ценность нельзя измерить только цифрами. Самое главное, что он также предоставит возможности менее развитым странам и будет способствовать достижению целей устойчивого развития, изложенных в Повестке дня ООН на период до 2030 года.

От борьбы с голодом и бедностью до достижения инклюзивного экономического роста, через проблемы изменения климата и защиту экосистемы Земли: согласно исследованию 2018 года, проведенному Unoosa в сотрудничестве с тогдашним Европейским агентством Gnss (Gsa), оказалось, что 40 процентов подцелей ООН (65 из 169) сильно зависят от космической деятельности. Хотя эссе Ди Пиппо подробно объясняет, как и почему будущее человеческого рода становится все более и более связанным с космосом, в том числе и в отношении нашей «земной» повседневной жизни, оно не избегает углубления в более любопытные — а иногда и противоречивые — аспекты космической экономики. Исследования и космический туризм, внеземная связь, астероидная экономика, новые продукты «Made in Space», а также мусор, блуждающий в потоке все более перегруженных орбит, и гипотетические колонизации планет и спутников, расположенных более или менее близко, из которых Марс и Луна могут быть лишь закуской. Потому что будущее действительно не за горами, и все, что остается, — это вооружить наш человеческий капитал всеми знаниями, необходимыми для его открытия.

Космический сектор никогда не переживал таких потрясений, и, — комментирует Симонетта Ди Пиппо, — чем больше мы продвигаемся в технологическом развитии, тем яснее становится, что космос позиционирует себя как движущая сила устойчивого социально-экономического развития. Сектору все больше требуются сквозные навыки, и интеграция знаний между космическими и не космическими дисциплинами становится все более актуальной».

«От сельского хозяйства до здравоохранения, от образования до управления стихийными бедствиями, от умных городов до потребностей растущего населения в глобальном масштабе в воде и продовольствии, от альтернативных источников энергии до мониторинга морей: мы все больше становимся космическим обществом, то есть обществом, которое выполняет свои институциональные и социальные функции, используя космические технологии наилучшим и наиболее широким образом, а также услуги и приложения, основанные на данных и инфраструктуре этого сектора. Одним словом, космос представляет собой наш новый рубеж и является основой экономики будущего. Будущее гораздо ближе, чем мы можем себе представить