Вт. Сен 17th, 2024

Газ и электроэнергия, меры ЕС: соглашение о потреблении, экономии и налогах

Обязательное энергосбережение в пиковые периоды, ограничение доходов компании и солидарный взнос нефтегазовых компаний

На чрезвычайном Энергетическом совете в Брюсселе страны-члены ЕС достигли политического согласия по пакету мер по борьбе с высокими ценами на энергоносители и противодействию росту цен на газ и электроэнергию.

Соглашение предусматривает обязательную экономию энергии в пиковые периоды, ограничение доходов компаний, производящих электроэнергию из более дешевых источников, чем газ, таких как атомная энергетика, уголь и возобновляемые источники энергии, а также солидарный взнос, который должны выплачивать нефтяные и газовые компании, получающие большие прибыли в последние месяцы благодаря росту цен на ископаемое топливо. «Сегодня мы добавили несколько кусочков к головоломке, но они, конечно, не последние», — сказал министр энергетики Чехии Юзеф Сикела, председательствующий в Совете ЕС на ротационной основе.

Государства-члены должны будут определить временные интервалы, в которые потребление будет максимальным в период с 1 декабря 2022 года по 31 марта 2023 года, чтобы в обязательном порядке сократить его как минимум на 5% по сравнению со средним показателем за предыдущие годы, одновременно выполняя необязательную, но факультативную общую задачу по сокращению общего валового потребления на 10%. Достигнутая таким образом экономия энергии должна снизить спрос на самый дорогой источник — газ. Для так называемых инфрамаргинальных компаний, т.е. тех, которые производят электроэнергию из более дешевых источников, чем природный газ, установлен предельный уровень дохода в 180 евро за мегаватт-час. С другой стороны, для нефтегазовых компаний и компаний, занимающихся переработкой нефти, предусмотрен солидарный взнос, который будет рассчитываться от прибыли в 2022 году или в 2022-23 финансовом году в зависимости от календаря, если она превышает среднюю прибыль, полученную с 2018 года, не менее чем на 20%. Ставка будет составлять «не менее 33 процентов», сказал Сикела.

Обе меры, пояснил комиссар по энергетике Кадри Симсон, направлены на предоставление государствам «ресурсов», с помощью которых они смогут справиться с последствиями для граждан и бизнеса высоких цен на газ, усугубленных войной в Украине. Пакета мер, по которому сегодня было достигнуто политическое соглашение, будет недостаточно, чтобы взять цены на газ под контроль: сама Симсон заявила, что «нужно сделать больше» и что «для снижения цен на газ необходимы рыночные интервенции на уровне ЕС». Необходимо «ограничить премию», которая выплачивается за метан, поставляемый по трубопроводу, но при наличии таких «надежных» партнеров, как Норвегия и Алжир, нельзя действовать «в одностороннем порядке» при снижении цен.

Некоторые страны не хотят применять одностороннее ограничение цен против таких партнеров, как Норвегия, которые значительно увеличили поставки газа в ЕС, помогая ему восполнить дефицит российского метана: «Мы не так ведем бизнес», — подчеркнул один из дипломатов ЕС. Симсон также подтвердил, что исполнительная власть работает над «временной» мерой в масштабах ЕС, которая ограничит цену на газ, используемый для производства электроэнергии. Однако цена должна быть ограничена настолько, чтобы потребление газа не увеличивалось, а этого баланса достичь нелегко. «Это глубокие меры вмешательства, и мы не предлагаем их легкомысленно», — подчеркнул Симсон. По словам Сикелы, министры попросили «гарантий» относительно «сроков», в которые Комиссия подготовит предложения, поскольку о введении предельной цены на газ (не только на российский, но и на другие виды газа) говорят уже несколько месяцев (Марио Драги настаивает на этом уже некоторое время), но до сих пор на уровне ЕС по этому вопросу ничего не решено.

В неофициальном документе, подготовленном к сегодняшнему заседанию Совета, Комиссия лишь приоткрывает дверь для возможного ограничения цен на российский газ, который, как сказал Чинголани, в настоящее время «поставляет довольно низкий процент» газа, импортируемого Европой. Более того, как отметил немецкий министр Роберт Хабек, это была бы «санкция», а не решение министров энергетики. Это интерпретация, на которой, как сообщил Чинголани, сходятся «почти все» страны. Колебания Комиссии объясняются не только страхом затронуть рыночные механизмы, которые хорошо работали в течение «многих лет», как напомнил Сикела, но и тем, что государства-члены глубоко разделены по этому вопросу: Комиссия, сказал Симсон, продвигает законодательные предложения, если им удается найти «консенсус» в Совете, а не для того, чтобы они были отклонены.

Иное было бы «раскольническим» подходом, подчеркнул он. Правда, 15 стран-членов обратились в Комиссию с письмом, в котором просят представить предложение по ограничению цены на газ, но 15 стран, хотя это и много, на 12 меньше, чем общее число членов ЕС. И вот, как сообщил министр Чинголани, министры наиболее энергоемких стран, на долю которых приходится 80% потребления, работают «с 7 часов утра», чтобы попытаться преодолеть разногласия, которые длятся уже несколько месяцев, по поводу мер, необходимых для сдерживания цен на газ. Чинголани объяснил, что они думают не о фиксированном потолке, к которому рынок отнесся бы с недоверием, а о ценовом диапазоне, полосе колебаний, чтобы предотвратить «выход из-под контроля» колебаний рынка.

Одна из гипотез заключается в том, чтобы отвязать цену на газ от Ttf, европейского эталона цены на природный газ, и привязать ее к более широкой корзине индексов, таких как Henry Hub, американский эталон цены на газ, и Brent, фьючерс на североморскую нефть, эталон цены на нефть в Европе. По мнению Симсона, отвязка цены на газ от Ttf является одной из «ключевых областей», где необходимо принять меры. Работа министров, которая продолжится в понедельник утром в режиме видеоконференции, послужит на пользу лидерам, которые на следующей неделе соберутся в Праге на неформальный Европейский совет. Чинголани говорил о «пулевых точках», «столпах», которые министры согласуют и передадут лидерам, которые, в свою очередь, обсудят их на следующей неделе в чешском Граде. Все это должно позволить Комиссии представить законодательное предложение по данному вопросу, чего она до сих пор не сделала, в том числе из-за глубоких разногласий между странами-членами.

«Мы все согласны с тем, что рынки не функционируют должным образом и что необходимо вмешательство, — сказал Симсон, — но вмешательство должно быть тщательно выверенным, поскольку одна из причин, по которой Европе до сих пор удавалось обеспечить себя газом на мировых рынках, заключается в том, что она платит за него больше, чем другие. Поэтому меры должны поддерживать «надежность поставок», но при этом сокращать спрос, обеспечивая экономию энергии. Министры также призвали Комиссию продлить временные рамки государственной помощи, позволяющие странам вмешиваться для поддержки домохозяйств и бизнеса, которые исполнительная власть ЕС, как ожидается, предложит в «середине октября», сказал Сикела, и выразили надежду на ускорение совместных закупок газа, которые являются еще одним способом снижения цен.

Затем Дания, Швеция и Германия сообщили своим коллегам о том, что произошло с трубопроводами Nord Stream 1 и 2, в которых произошла утечка метана из-за нескольких подводных взрывов, ставших результатом «преднамеренных действий». Как ЕС, «мы едины: любое преднамеренное нарушение работы важнейших объектов инфраструктуры неприемлемо и получит жесткий и единый ответ», — подтвердил Сикела. Однако энергетический кризис, охвативший Европу, не скоро закончится: как сказал ирландский министр Имон Райан, он продлится как минимум «два года», поскольку весной необходимо будет пополнить запасы для зимы 2023-24 годов. Между тем, министр экологии Германии Роберт Хабек подчеркнул, что в Европе мы должны «значительно ускорить процесс утверждения и расширения возобновляемых источников энергии», которые дают энергию, вырабатываемую самостоятельно. На Старом континенте, который англосаксы считают царством «волокиты», бюрократия продолжает препятствовать строительству новых ветряных и солнечных электростанций. А зима 2023-24 года не так уж и далека.

Добавить комментарий