Чт. Июл 11th, 2024

Домбровскис: «Мнения разные».

После разгона наступает черед торможения. За столом министров финансов стран ЕС, заявил в Люксембурге исполнительный вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис, существуют «различные мнения» по поводу предложения о создании европейского инструмента по образцу программы Sure для решения проблемы продолжающегося роста цен на энергоносители, выдвинутого вчера комиссарами Паоло Джентилони и Тьерри Бретоном. Это то, что потребует «дальнейшего обсуждения», добавил политик ЕНП. А главный пресс-секретарь Комиссии Эрик Мамер напомнил, что op-ed, письменные выступления, являются «личными» инициативами членов Комиссии и поэтому, как таковые, «не обязывают Комиссию».

Джентилони и Бретон — два важных и весомых члена комиссии: они представляют Италию и Францию, вторую и третью по величине экономики ЕС, и их позиции отнюдь не изолированы. Но Комиссия проявляет осторожность, зная, что по вопросу о реакции на энергетический кризис мнения государств все еще расходятся, и прежде всего в лагере нежелающих находится Германия. По словам министра финансов Германии Кристиана Линднера, для борьбы с энергетическим кризисом, охватившим всю Европу, «дальнейшие предложения, основанные на программе «Уверен», в настоящее время не оправданы».

Германия, — продолжил Линднер, — готова обсуждать другие инструменты, но «этот кризис отличается» от предыдущих, потому что «мы имеем дело с шоком со стороны предложения», на который реагируют «расширением предложения и совместными действиями». Джентилони пояснил, что он не намерен «обвинять страны-участницы в поддержке своих экономик», что «неизбежно». Мы просим, чтобы эти меры были временными и целенаправленными. Дело не в том, чтобы критиковать страны-члены, а в том, чтобы иметь возможность предпринять дальнейшие шаги».

Потому что, если мы хотим избежать фрагментации, если мы хотим справиться с этим кризисом, — продолжил Джентилони, — нам нужен более высокий уровень солидарности и нам нужно создать более общие инструменты. Например, Sure было интересное предложение: оно основано на кредитах и является реалистичным. Наше намерение — избежать риска фрагментации, а не критиковать то или иное государство-член». Риски фрагментации реальны, напомнил министр экономики Франции Бруно Ле Мэр, не упомянув впрямую о плане, одобренном Германией, которая выделила 200 млрд евро на помощь немецким домохозяйствам и особенно предприятиям, борющимся с нехваткой газа, введенной Россией Владимира Путина.

План, который вызвал более чем несколько поднятых бровей: испанский министр Тереза Рибера на заседании Совета по энергетике в прошлую пятницу напомнила, что именно Комиссия должна проверить, соответствует ли он правилам государственной помощи. С огневой мощью немецкого государства (и его бундов, которые по-прежнему являются безопасным активом номер один в Европе), стоящей за компаниями, компаниям других стран с меньшим бюджетным пространством будет трудно конкурировать. И прощай «равные условия». Комиссия проявила большую осторожность перед лицом германского плана, и до сих пор не было никакой реакции со стороны датчанки Маргрете Вестагер, отвечающей за конкуренцию. Пресс-секретари ограничились напоминанием о том, что уведомление о любой государственной помощи должно осуществляться государством-членом, и что Комиссия будет защищать единый рынок.

Линднер защищал сегодня «светофорный» план правительства, утверждая, что «произошло недоразумение», поскольку 200 млрд. распределены на «три года», до 2024 года, и «соизмеримы» с размером немецкой экономики. Некоторые наблюдатели считают, что Берлин может стать менее жестким после выборов 9 октября в Нижней Саксонии: либералы из Fdp, скорее всего, останутся вне земельного парламента, поэтому до тех пор маловероятно, что Линднер, который является лидером партии, уступит в предложениях, которые не нравятся избирателям немецких либералов, таких как ограничение цен на газ или, что еще хуже, программа ЕС, финансируемая за счет общего долга. Домбровскис призвал не придавать этому большого значения: в ЕС, состоящем из 27 демократических стран, сказал он, «всегда есть выборы», и Союз привык функционировать с учетом избирательных циклов.

Добавить комментарий