Ср. Сен 18th, 2024

Энергетический кризис, ЕС принимает меры против роста цен

Прибывает газовый «коридор». Маленькие шаги к общим решениям

Пока Европейское политическое сообщество, саммит, расширенный до 44 стран Старого континента, впервые собирается в Пражском Граде, ЕС продолжает маленькими шагами двигаться к общим решениям по сдерживанию цен на энергию, которые резко выросли с начала войны в Украине, что отразилось на счетах за электричество и газ.

Президент Совета Марио Драги, участвуя в круглом столе по вопросам энергетики и климата, повторил то, что он повторяет уже несколько месяцев, — что нам нужны европейские решения: «Мы должны работать вместе, чтобы справиться с энергетическим кризисом. Мы можем сделать это и в произвольном порядке, но тогда мы потеряем европейское единство», — сказал он. Четыре государства-члена ЕС, Италия, Польша, Бельгия и Греция, распространили неофициальный документ, который не является официальным предложением и не обязывает сторонников, но предоставляет полезные идеи для дебатов, в котором они на техническом уровне описывают, как может работать мобильное и гибкое ограничение цены на газ.

Документ, по сути, предлагает установить коридор колебаний для оптовых сделок с природным газом, привязанный к эталонному значению, которое может быть привязано к корзине показателей, «превышающих» Ttf — цену, сформированную на голландском рынке, которая больше не считается репрезентативной, поскольку подвержена диким колебаниям и слишком чувствительна к маневрам России. В качестве возможных ориентиров приводятся цены на нефть, уголь и газ на других рынках, таких как рынки США и Азии. Таким образом, привязывая цену, практикуемую в Европе, к цене, установленной на других рынках, можно избежать риска, которого сегодня опасается премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, что танкеры с метаном, которые гораздо более мобильны, чем газопроводы, которые фиксированы по определению, могут направиться на азиатские рынки.

Основная причина, по которой Германия и Нидерланды до сих пор выступали против любых попыток навязать потолок цены на газ, заключается в том, что они опасаются, что поставки сжиженного природного газа, которые позволили, хотя и по высокой цене, компенсировать недостаток поставок из России, сократятся, и поэтому сырья будет не хватать. До сих пор в Европе не было дефицита газа, несмотря на маневры Кремля, потому что европейцы платят за него больше. Но именно эта готовность платить за него что угодно способствовала росту цен, а также спекуляциям, характерным для товарных рынков.

На самом деле, в Европе, по большому счету, существует два лагеря стран: один, в котором уже большинство, не желает платить за газ; другой, в котором меньшинство, включая Германию, готово платить любую сумму, имея глубокие карманы, чтобы добывать метан. Другая, имеющая более ограниченные ресурсы, намерена остановить рост цен, который, помимо прочего, вызвал инфляционную волну в Европе, которая вскоре может привести к немаловажным социальным и политическим последствиям.

Как и в месяцы, предшествовавшие утверждению Next Generation Eu, идет медленный процесс сближения двух позиций с целью найти приемлемое для каждой из них решение. Даже Нидерланды, для которых Ttf является ценным активом, не стали скрывать своих слов: хотя премьер-министр Рютте и не упомянул о предельных ценах, он упомянул о других мерах, которые являются частью «панорамы» вмешательств, необходимых для успокоения цен, которые сейчас вышли из-под контроля. По этим мерам «мы можем прийти к соглашению в ближайшие недели», — сказал Рютте.

Если предложение комиссаров Паоло Джентилони и Тьерри Бретона о создании такого инструмента, как Sure, то есть программы займов для государств-членов, для борьбы с последствиями высоких цен на энергоносители, получило в качестве первой реакции публичное дистанцирование Комиссии, которой приходится жонглировать между двумя лагерями, то в действительности оно не осталось без внимания. Наоборот. В письме, направленном главам государств и правительств, фон дер Ляйен прямо заявляет, что «Комиссия рассмотрит дополнительные источники финансирования для увеличения мощности программы RePower Eu», которая в основном должна финансироваться за счет неиспользованных кредитов Next Generation Eu (некоторые государства-члены имеют лучшие рейтинги, чем Комиссия, поэтому они не заинтересованы в их использовании).

Главы государств и правительств ЕС обсудят именно энергетику на неформальном Европейском совете. Ни выводов, ни тем более решений не ожидается, поскольку это неформальная встреча. Но, по мнению различных наблюдателей, климат постепенно улучшается, и не в последнюю очередь потому, что число стран, желающих положить конец постоянному росту цен на газ, растет и, по сообщениям, превысило двадцать. Комиссия работает над рядом разделов, включая ограничение цены на газ, используемый для производства электроэнергии, что станет бременем для национальных бюджетов. В неофициальном документе объясняется, что это решение имеет ряд недостатков, поскольку оно игнорирует «две трети рынка газа», который также включает промышленность и использование в зданиях; оно создает задолженность без установления лимита, поскольку цена может продолжать расти, что «требует больше ресурсов для поддержания лимита»; оно создает «антистимул» для снижения цен, поскольку «импортеры получают компенсацию» за любую разницу в цене.

И не только это. Если лимит будет «слишком низким», то он создаст «дополнительный спрос»; если же, напротив, он будет слишком высоким, то он «должен будет сопровождаться дополнительной поддержкой» на розничном уровне, чтобы цены оставались доступными. Коридорный» лимит, или, как его еще называют, коридор колебаний, позволит избежать этих недостатков. Премьер-министр Испании Педро Санчес приветствовал письмо Комиссии, не в последнюю очередь потому, что, по его словам, в нем предлагается расширить Иберийское исключение: предельная цена на газ, используемый для выработки электроэнергии, была разрешена в Испании и Португалии, поскольку они слабо связаны с остальным европейским рынком и потребляют мало газа.

Поэтому выравнивания являются неровными, а не монолитными. Найти решения для 27 различных энергетических комплексов и систем, являющихся результатом индивидуальной национальной истории, нелегко. Кроме того, газ не похож на противококлюшные вакцины: товарный рынок гораздо более развит и финансирован, чем фармацевтический. Поэтому вмешательство даже при совместных покупках намного сложнее. Но некоторые наблюдатели убеждены, что процесс, который сейчас идет в направлении выработки общих решений, не остановится, и что, в конце концов, ЕС придет к соглашению. Со своими временными рамками: сколько времени это займет, будет понятно на Европейском совете 20 и 21 октября.

Добавить комментарий