Сб. Июл 27th, 2024

Энергетика, лидеры ЕС противостоят друг другу в вопросе ограничения цен на газ

Однако меньшинство стран, в которое входит и Германия, продолжает выступать против любых мер, ограничивающих цены. Последний Европейский совет в качестве премьера для Драги

Главы государств и правительств ЕС готовятся к встрече в Брюсселе на заседании Европейского совета, посвященном энергетическому кризису, который ложится тяжелым бременем на предприятия и домохозяйства Старого континента, борющиеся с постоянно растущими счетами, лишь частично сдерживаемыми правительствами, которые тратят миллиарды евро, чтобы смягчить последствия высоких цен на газ.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан через социальные сети предвещает долгую дискуссию, особенно по вопросу совместных закупок природного газа, одному из немногих пунктов, по которым столицы, похоже, более сходятся во мнениях. Наиболее спорным моментом остается ограничение, хотя и динамичное и временное, цены на газ; не менее сложным является вопрос о том, как финансировать европейский ответ на энергетический кризис, избегая «каждый сам за себя», который преобладает сегодня.

Однако меньшинство стран, в которое входит и Германия, продолжает выступать против любых мер, ограничивающих цены, опасаясь, что они могут привести к дефициту сырья. Кроме Берлина, скептически настроены голландцы, австрийцы, венгры и даже ирландцы, которые не хотят ставить под угрозу импорт газа из Норвегии. Шестнадцать стран, включая Италию, настаивают на более решительной «формулировке» выводов по ограничению цены на газ: нынешняя формулировка гласит, что Европейский совет, выводы которого определяют политику ЕС, согласился «изучить временный и динамический предел цен на природный газ, чтобы ограничить цены до тех пор, пока не будет установлен новый эталон», который должен «дополнять» Ttf, нынешний эталон в Европе для цены на метан.

В первом черновике вместо «изучить» было написано «исследовать». Страны, добивающиеся введения ограничения, работают над тем, чтобы оно стало «предложением», т.е. сильным мандатом для Комиссии. Потолок цены на газ уже обсуждался лидерами на саммите в Праге, но тогда «не было предложения Комиссии», в отличие от сегодняшнего, отмечает высокопоставленный чиновник ЕС. По крайней мере, теперь «есть основа, на которой можно вести переговоры». В любом случае, все отметили, что сам факт того, что Комиссия провентилировала введение механизма снижения цен, привел к резкому падению цен на метан: они все еще высоки, но все еще на две трети ниже своих летних пиков.

Фьючерсы Ttf на Ice выросли до 118 евро за мегаватт-час с поставкой в ноябре: пик 26 августа составлял чуть менее 350 евро. Котировки на декабрьские и январские поставки выше, частично из-за заполненности резервуаров в ЕС, и составляют 142 и 146 евро соответственно. На самом деле, как только ЕС подает сигналы о единстве, рынки успокаиваются, в точности как это произошло с Next Generation Eu, когда спекуляции с государственными облигациями ушли на второй план. Несколько стран настаивают на том, чтобы такие сообщения продолжались. Тем более что динамический потолок может быть даже не тронут: «Мы наблюдаем падение цен, так что в конце концов потолок может и не понадобиться», — отмечает один из источников в ЕС.

Иными словами, само существование лимита, нижний предел которого в любом случае должен быть таким, чтобы обеспечить справедливое вознаграждение поставщикам за то, чтобы у них не закончился газ, вероятно, будет достаточным для успокоения рынка. Точно так же, как это произошло с заявлением Марио Драги «чего бы это ни стоило», которое препятствовало спекуляциям, потому что рынки поверили словам президента ЕЦБ. OMT, так называемая «базука» Драги, так и не была использована: достаточно было того, что она была частью арсенала. Для Драги, который уже несколько месяцев борется в Брюсселе за введение ограничения на цены на газ и за совместный ответ на кризис, финансируемый совместно, сегодняшний и завтрашний Европейский совет, по всей вероятности, станет последним на посту премьера. Как обычно, будет поздравление от коллег, вероятно, «трезвое», но не исключены и «сюрпризы», согласно источникам в ЕС.

Еще одним спорным моментом энергетического пакета является ограничение цены на газ, используемый для производства электроэнергии, т.е. распространение так называемого «пиренейского исключения» на другие страны ЕС. Существует ряд опасений, как в отношении влияния на государственные счета, так и в отношении электроэнергии, экспортируемой в Великобританию и Швейцарию. На практике, поскольку разница между предельной ценой и рыночной ценой оплачивается государством, существует реальный риск того, что субсидированная энергия в конечном итоге будет экспортироваться в две страны, не входящие в ЕС. Вопрос в том, кто оплачивает разницу в этом случае.

С недоумениями, связанными с пиренейским исключением, связан вопрос о европейском финансировании мер по преодолению энергетического кризиса. Италия и Франция настаивают на возрождении модели Sure, кредитного плана ЕС, запущенного в начале пандемии Ковид-19, чтобы помочь государствам защитить рабочие места. Другие тормозят: и здесь главным камнем преткновения является Германия.

Трудности либерал-демократов СвДП в красно-зеленой коалиции особенно весомы: несколько дней назад они были исключены из состава парламента Нижней Саксонии, поэтому сейчас у них есть стимул выступать против любой меры, которая звучит как «европейский долг», анафема для немецкого либерального электората.

Это было продемонстрировано, когда после земельных выборов произошла утечка информации о намерении Олафа Шольца открыться для плана ЕС по модели Sure. Неосторожные действия, которые были опровергнуты вечером. Трудности в правящей коалиции в Германии, такие, что Шольцу пришлось ввести продление эксплуатации оставшихся трех атомных электростанций, чтобы положить конец ссорам между «зелеными» и либералами, неизбежно окажут сильное влияние на путь к европейскому решению энергетического кризиса. У каждой страны, даже у Германии, есть своя внутренняя политика: немецкая весит больше, чем другие, из-за размера страны.

Еще одним спорным моментом является реформа рынка электроэнергии, над которой работает Комиссия. Цель состоит в том, чтобы отвязать цену на электроэнергию от цены на газ: предложение Комиссии ожидается в начале 2023 года. Некоторые страны все еще сомневаются в целесообразности изменения рыночной архитектуры, которая до вторжения в Украину хорошо себя зарекомендовала. Обсуждение лидерами вопросов энергетики, которое, как ожидается, займет большую часть первого дня (и вечера), может оказаться недолгим.

Остальные главы государств и правительств ожидаются в здании «Европа» с 14:00. Ожидается, что саммит начнется около 15:00 с дебатов по Украине, причем президент Владимир Зеленский будет выступать дистанционно. Затем они начнут обсуждать энергетику и экономическую ситуацию — две тесно связанные темы. После саботажа, которому подверглись газопроводы «Северный поток 1» и «Северный поток 2», будет рассмотрен вопрос о критически важной инфраструктуре.

Остальная часть Совета будет в основном посвящена внешней политике. В частности, лидеры обсудят Китай после переизбрания на третий срок секретаря КПК и президента Си Цзиньпина, а также то, как ЕС должен относиться к Пекину. На повестке дня также саммит ЕС-АСЕАН и Cop27 в Шарм-эль-Шейхе. Лидеры также обсудят Иран: уже приняты новые санкции за жестокое подавление протестов, вызванных убийством 23-летней Махсы Амини. Другие находятся в процессе разработки и могут появиться очень скоро из-за роли Тегерана в поставках беспилотников в Россию, которая использует их для нанесения ударов по городам Украины.

Добавить комментарий