Он будет представлен государствам-членам. Те, у кого больше всего долгов, должны будут постоянно сокращать их, дефицит ниже 3% в течение 10 лет. Более эффективные санкции
Новая нормативная база ЕС по государственным счетам отложит «правило долга», которое требует от государств с государственным долгом, превышающим 60% ВВП, сокращать свой долг на одну двадцатую часть в год от доли, превышающей 60%. Это правило, которое никогда не применялось. Комиссия в опубликованном сегодня сообщении (оно не является законодательным предложением), в котором она излагает свои ориентиры по реформе Пакта стабильности, предполагает, что надзор за государственными бюджетами будет сосредоточен на одном показателе — согласованном пути сокращения чистых расходов (за вычетом, например, процентных расходов) для государства-члена.
Этот показатель будет служить основой для проведения фискального надзора за среднесрочным планом государства-члена. Контрольный показатель сокращения задолженности, контрольный показатель сокращения структурного баланса, процедура значительных отклонений и матрица требований будут храниться в архиве. Смысл реформы заключается в упрощении системы, а также в том, чтобы сделать ее более понятной для общественности: «Политик, — объясняет высокопоставленный чиновник ЕС, — хочет знать, насколько ему нужно сократить расходы, чтобы соответствовать правилам.
При существующей нормативно-правовой базе «к сожалению, простого ответа на этот вопрос не существует», поскольку «слишком много переменных» играют свою роль. Это проблема для политической коммуникации, которую должна решить новая нормативная база. Бывший комиссар по экономике Пьер Московичи однажды признался в комнате для прессы, что ему было «неловко», когда приходилось сообщать о решениях, основанных на правилах, которые были непонятны разве что специалистам по государственным финансам.
Согласно новой системе государственных счетов ЕС, государства с «существенными» долговыми проблемами должны будут установить путь чистого сокращения расходов (исключая, в частности, процентные расходы), который обеспечит выполнение плана в течение четырех лет, т.е. четырех лет с возможностью продления до семи лет для инвестиций и реформ, десятилетняя траектория долга, при неизменной политике, находится на правдоподобном пути непрерывного сокращения, а дефицит остается ниже 3 процентов ВВП, опять же в течение десятилетнего периода, согласно сообщению о реформе правил государственных счетов ЕС, представленному Европейской комиссией сегодня в Брюсселе.
Хотя новая нормативная база ЕС станет более понятной и обеспечит более гибкий путь сокращения долга для государств-членов, она также сделает санкции более эффективными. Процедура чрезмерного дефицита, которая срабатывает, если дефицит превышает 3% ВВП, останется, но будет усилена долговая процедура (процедура чрезмерного дефицита на основе долга), которая до сих пор никогда не применялась на практике, потому что она эквивалентна «атомной бомбе», как объяснил один высокопоставленный чиновник ЕС.
Макроэкономические условия для структурных фондов ЕС и фондов Recovery and Resilience Facility будут применяться аналогичным образом: финансирование может быть приостановлено, если государство-член не предпринимает эффективных действий для исправления чрезмерного дефицита. Предусмотрен также новый инструмент для обеспечения выполнения обязательств по реформам и инвестициям: для тех, кто не выполнит свои обязательства по реформам и инвестициям, будет установлен более жесткий путь корректировки, а против государств-членов Еврозоны будут введены финансовые санкции.