Чт. Июл 11th, 2024

ЕС пытается найти сложный баланс между позициями разных стран

Европейская комиссия под давлением растущего числа стран-членов положила на стол долгожданное предложение о введении предельного уровня цен на газ, но установила очень высокий уровень, пытаясь найти сложный баланс между позициями столиц. Исполнительная власть ЕС предлагает ввести механизм коррекции рынка природного газа с ограничением в 275 евро для цены за мегаватт-час по деривативам Ttf с поставкой через один месяц.

Ограничение будет введено автоматически при одновременном выполнении двух условий: расчетная цена одномесячного дериватива на Ttf (Title Transfer Facility, голландская виртуальная торговая площадка, являющаяся эталоном цен на метан в Европе) должна превышать 275 евро за мегаватт-час в течение двух недель, а цены должны быть как минимум на 58 евро выше эталонной цены на сжиженный природный газ (СПГ) в течение десяти торговых дней подряд в течение тех же двух недель.

Базовая цена на СПГ, по которой будет определяться спред по сравнению с ценой Ttf, будет рассчитываться на основе среднедневного значения эталонной корзины, состоящей из спотовой цены на средиземноморском рынке, спотовой цены на северо-западном европейском рынке и ежедневной оценки цен, производимой Acer, агентством, объединяющим европейские регулирующие органы в этом секторе. «Предложение должно учитывать озабоченность по поводу безопасности поставок, а предельная величина должна быть достаточно высокой», чтобы избежать «роста потребления газа» в Европе, пояснил еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, для которого предложение в любом случае является «сбалансированным».

Очевидно, что Комиссия стремится удовлетворить опасения Германии и Нидерландов, которые с большим подозрением относятся к «дирижистскому» вмешательству на рынках. Берлин и Гаага, обладающие более вместительной казной, чем в среднем по ЕС, опасаются скорее дефицита сырья, чем его цены. Они в любом случае могут позволить себе платить.

В результате, потолок, предложенный исполнительной властью во главе с Урсулой фон дер Ляйен, не был бы задействован даже в августе прошлого года, когда цены на Ttf взлетели до более чем 300 евро за мегаватт-час. Одно из двух условий заключается в том, что расчетная цена одномесячного газового дериватива Ttf превышает 275 евро за мегаватт-час в течение двух недель: одномесячный газовый дериватив, торгуемый на Ttf, по данным Investing.com, закрывался выше 275 евро только на четырех сессиях (22 августа, 24, 25 и 26 августа). Слишком мало, чтобы сработала крышка, если бы она была на месте.

Смущение Комиссии было вполне очевидным, когда член Комиссии Кадри Симсон, неоднократно задавая журналистам вопрос о том, сработал бы предельный уровень цен, если бы он действовал в августе прошлого года, неоднократно уходил от ответа, не отвечая на вопрос.

Однако, по мнению Комиссии, уровень цен был выбран «тщательно», чтобы отразить потенциальные последствия его применения. Он считается «важным элементом предложения Комиссии по предотвращению вредных последствий чрезмерного роста цен для граждан, предприятий и всей европейской экономики».

Предложенный уровень, по мнению Комиссии, «позволит минимизировать потенциальные риски для финансовой стабильности ЕС и предотвратить перебои в поставках, которые поставят под угрозу безопасность снабжения Союза». Этот уровень «был также выбран для того, чтобы гарантировать, что ограничение не подорвет нашу способность привлекать СПГ с мирового рынка в Европу».

Активация Mcm (Механизм коррекции рынка, на жаргоне «пузыря» ЕС) будет происходить автоматически: когда (или, скорее, если) Acer обнаружит, что оба условия для ограничения цены присутствуют, тогда она опубликует уведомление в Официальном журнале, что приведет в действие ограничение на следующий день после публикации. Механизм, подчеркивает высокопоставленный чиновник ЕС, «предназначен не для борьбы с высокими ценами на газ», а скорее с «чрезмерно высокими ценами».

Высокие цены обусловлены дефицитом этого товара, после того как Россия решила сократить поставки газа в ЕС по трубопроводам (поставки российского СПГ наоборот увеличились, как сообщила несколько дней назад газета Il Sole 24 Ore): по мнению Комиссии, баланс спроса и предложения будет восстановлен в среднесрочной перспективе за счет строительства регазификаторов, что позволит увеличить импорт. Несколько дней назад в Брюсселе генеральный директор Eni Клаудио Дескальци также настаивал на том, что регазификаторы необходимы «немедленно».

Деактивация механизма, которая является такой же автоматической, как и активация, происходит, когда второе условие (спред между ценой Ttf и ценой СПГ) больше не существует в течение десяти торговых дней подряд. И снова Acer публикует в газете уведомление об отключении механизма. Существует также оговорка о приостановке, если возникнут непредвиденные негативные последствия. В этом случае Комиссия выносит решение, и действие механизма приостанавливается. Предлагаемое постановление Совета является временным: после публикации оно будет действовать в течение одного года. Сроки вступления в силу будут зависеть от переговоров в Совете, но он не может быть активирован ранее 1 января 2023 года.

Предложение может быть принято квалифицированным большинством, но соглашение, найденное между государствами в октябре, предусматривает, что это должно быть сделано на основе консенсуса. Ожидается, что в ноябре 2023 года Комиссия рассмотрит постановление и решит, следует ли просить о продлении срока действия закона. По мнению старшего научного сотрудника брюссельского аналитического центра «Брейгель» Симоне Тальяпьетра, предложение Европейской комиссии «не сходится ни экономически, ни политически». Это может убедить некоторые страны, но не решает проблемы, лежащие в основе требования более половины стран-членов ЕС ограничить цены на газ». По мнению профессора, «ЕС необходимо больше для решения проблемы распределения последствий энергетического кризиса: надежная совместная программа закупки газа и европейский фонд для борьбы с энергетическим кризисом». — Томмазо Галлавотти —

Добавить комментарий