Вт. Окт 1st, 2024

Эффект супербонуса, объясненный Istat, подталкивает ВВП, но портит отчетность

Пятизвездочный лидер Конте не согласен, но это вопрос затрат и выгод

Данные не всегда быстро отражают последствия мер экономической политики. В случае с Супербонусом и, в более широком смысле, с учетом налоговых кредитов, связанных с бонусами на строительство, цифры, предоставленные Istat, являются окончательным приговором: мера, введенная вторым правительством Конте, увеличивает ВВП, но нарушает государственные счета.

Об этом говорилось и писалось много раз, но на сегодняшний день существует и количественная сертификация, которая подтверждает и заостряет размеры проблемы супербонуса. Польза есть, и она видна. При росте ВВП в 2022 году на 3,7 процента видно, что добавленная стоимость в строительстве увеличилась на 10,2 процента. Но сколько стоила эта выгода? Очень много. В 2022 году соотношение дефицит/ВВП Италии составило -8,0%, по сравнению с дефицитом в 9,0% в 2021 году. Показатель дефицита за 2020 и 2021 годы был пересмотрен в результате изменения, внесенного в учет налоговых кредитов, т.е. именно для учета влияния Супербонуса. Следовательно, пересмотр в худшую сторону составил -0,2 пункта для 2020 года и -1,8 процентных пункта для 2021 года, соответственно. Таким образом, согласно новому расчету, дефицит на 2020 год составит 9,7% ВВП (с 9,5%, рассчитанных в сентябре), а дефицит на 2021 год — 9,0% (с 7,2%, рассчитанных в сентябре).

Решение правительства Мелони остановить механизм Superbonus, которое затем повторило путь, указанный также правительством Драги, объяснялось именно увязкой слишком высокой цены с выгодой, которая была явно недостаточной, чтобы оправдать опасные последствия для управления государственными счетами. Сегодня этот подход находит утешение в цифрах. «Корректировка правил о бонусах на строительство стала необходимой предпосылкой для защиты государственных счетов на 2023 год, обратив вспять негативную тенденцию, подтвержденную сегодня Istat», — отметили в Мефе.

Однако остаются все проблемы, связанные с избавлением от длинного хвоста, который тянет за собой такая мера, как супербонус. Правительство, добавило Казначейство, «работает со всеми заинтересованными сторонами над решением серьезной проблемы финансовой ликвидности компаний, унаследованной от неосмотрительных мер по назначению кредитов, последствия которых не были адекватно оценены при их введении».

Интерпретация тех же данных, предложенная лидером «Синквестелле» Джузеппе Конте, диаметрально противоположна. «Это была просто хамская пропаганда со стороны правительства и большинства. Нет никакой бюджетной дыры, никакого пузыря, никакого дополнительного долга. Напротив, все с точностью до наоборот: благодаря экспансионистской политике, которую мы ввели в 2020 году, включая Супербонус и передачу налоговых кредитов, в 2021 году ВВП вырос на 7%, а государственный долг сокращается быстрее, чем ожидалось, именно благодаря росту ВВП. Istat говорит нам об этом сегодня, сметая ложь, которая распространялась в последние дни».

Теперь, если учесть, что падает именно отношение долга к ВВП, поскольку математика говорит, что если знаменатель увеличивается, то отношение падает, то реальной проблемой является дефицит, и мы возвращаемся к вопросу, поставленному другим соотношением — соотношением затрат и выгод. Анализ Oxford Economics помогает понять, почему. «Подобные масштабные меры, введенные во время пандемии правительством Конте II без тщательной проверки, могли бы подорвать и без того хрупкую фискальную устойчивость и доверие к Италии». И это с учетом того, что «будущие бюджетные решения придется принимать более тщательно, особенно в связи с вероятным возобновлением фискальных правил ЕС в следующем году».

Одно дело — двигаться без необходимости соблюдать бюджетные ограничения, как это было в годы пандемии, совсем другое — беспокоиться о поддержании роста, не подвергая себя репрессиям Брюсселя и, прежде всего, рынка. (автор Фабио Инсенга)

Добавить комментарий