Сб. Сен 28th, 2024

Остановить бензиновые и дизельные автомобили с 2035 года, почему ЕС сдерживается

Голосование заморожено, Германия — «ключ» к отсрочке

Трудности либералов в коалиции с социал-демократами и зелеными, управляющей Германией, останавливают, по крайней мере, на время, утверждение регламента ЕС по выбросам для легковых автомобилей и фургонов, который ставит цель продавать в Европе только новые автомобили с нулевым уровнем выбросов к 2035 году, когда должна начаться остановка для бензиновых и дизельных автомобилей. Шведское ротационное председательство в Совете ЕС приняло ситуацию к сведению и отложило голосование на более поздний срок, исключив этот пункт из утреннего Coreper. Если бы все прошло гладко, он был бы утвержден как пункт без обсуждения на заседании Совета по образованию во вторник, 7 марта, в конце процесса, который начался с предложения Комиссии 14 июля 2021 года.

Но нет. Коалиции Спд-Зеленые-Фдп, правящей ведущей страной ЕС, еще нужно время, чтобы разобраться в ситуации. После либерального министра транспорта Фолькера Виссинга, сам лидер Fdp Кристиан Линднер прямо заявил, что его цель состоит в том, чтобы «автомобили с двигателями внутреннего сгорания могли быть зарегистрированы в Германии после 2035 года», сообщает Hamburger Abendblatt. Отсрочка голосования по регламенту, утверждение которого после получения зеленого света от Европарламента зашло в тупик на заключительном этапе, была необходима из-за блокирующего меньшинства в Совете: Польша и Италия объявили, что будут голосовать против, о чем вчера также заявил министр предпринимательства Адольфо Урсо, а Болгария заявила, что воздержится (воздержание засчитывается как голос против).

Италия и Польша — две большие страны: вместе с Германией, которая является первой страной в ЕС, они составляют три. И квалифицированное большинство в Совете скачет, с вкладом Болгарии. Коалиции Spd-Green-Fdp по этому вопросу, как и по другим, нужно время, чтобы выработать общую позицию. Вчера днем стало ясно, что Германия не сможет решить этот вопрос к сегодняшнему утру и поэтому воздержится при голосовании. Если бы Германия воздержалась, постановление было бы отклонено: без Италии, Польши, Германии и Болгарии за него высказалось бы только около 58% населения ЕС, что меньше 65%, необходимых для квалифицированного большинства (другое условие, по крайней мере, 15 стран-членов, выполнено, так как за него высказались 23).

Таким образом, шведское председательство решило отложить этот вопрос на более поздний срок, также сняв этот пункт со следующего заседания Совета. Однако теперь возобновление давно обсуждавшегося и согласованного текста очень трудно предусмотреть. Германия дала понять, что хочет, чтобы Комиссия подготовила предложение по использованию электронного топлива, которое отличается от биотоплива: электронное топливо, такое как электронный метан, электронный керосин и электронный метанол, представляет собой топливо в газообразной или жидкой форме, произведенное из возобновляемой электроэнергии (например, энергии солнца или ветра) или декарбонизированной электроэнергии. Комиссия подчеркнула, через своих представителей, «новизну» проблем, поднятых государствами-членами, и заявила, что теперь будет изучать наилучший способ продвижения вперед.

На политическом уровне совершенно ясно, что победа правоцентристской партии, движимой ПИИ, в Италии, которая является крупной страной ЕС, меняет баланс в Брюсселе, даже если трудно думать, что сегодняшняя отсрочка является прелюдией к глубокому пересмотру текста. Но теперь немецкие либералы, с трудом выступающие в качестве младших партнеров в лево-ориентированной коалиции, нашли в Совете поддержку в двух странах, управляемых Ecr, консерваторов, которыми являются Италия Джорджии Мелони и Польша Матеуша Моравецкого, по такому очень чувствительному вопросу, как автомобиль, один из символов современной индивидуальной свободы. Более того, недоумение по поводу этого постановления, по крайней мере в Италии, отнюдь не является исключительной прерогативой правых и правоцентристов: бывший председатель Европейской комиссии Романо Проди, хорошо знающий компании, даже недавно объяснил, почему он считает неправильным ставить такую амбициозную цель, которая рискует подорвать цепочку поставок автомобилей, особенно в Италии, и усилить зависимость Европы от сырья и поставок из стран, не входящих в ЕС.

И даже комиссар по экономике Паоло Джентилони, чья личная история не отличается нечувствительностью к вопросам окружающей среды (он восемь лет редактировал Nuova Ecologia, журнал Legambiente) и является большим сторонником обоснованности Green Deal, отметил на днях вечером в Брюсселе, на презентации последней книги Анджелы Мауро, цитируя Джулиано Феррара, что следует проявлять осторожность, касаясь «дома и автомобиля». Проблема, помимо прочего, заключается в том, что итальянская цепочка поставок автомобилей, по крайней мере, частично, связана с двигателем внутреннего сгорания, и ускоренный переход на полностью электрическую технику может оказать серьезное влияние, не в последнюю очередь с точки зрения занятости, особенно на малые и средние предприятия на севере Италии. На сегодняшний вопрос Комиссия дала расплывчатый ответ, не предоставив точных оценок рабочих мест, которые будут потеряны (отраслевые ассоциации оценили потерю около 500 000 рабочих мест на уровне ЕС).

Даже если баланс изменился, делать выводы о том, что в Европарламенте появится другое большинство, явно преждевременно: даже справа от ЕНП есть те, кто сильно сомневается в этом, потому что в настоящее время не хватает цифр. Однако приближаются европейские выборы 2024 года, и в ЕНП, по крайней мере, в части партии, все более очевидным становится нетерпение по поводу «зеленой» политики, проводимой комиссией фон дер Ляйен. А в палате ось с правыми Ecr и Id по этим вопросам часто бросается в глаза: сегодня Народная группа приветствовала как «хорошую новость» отсрочку голосования по регламенту в Совете, после того как он прошел в парламенте далеко не подавляющим большинством. Массимилиано Салини, евродепутат от Forza Italia, докладчик в Комитете по транспорту по данному регламенту, наиболее четко и ясно говорит, что сегодняшняя отсрочка является «строгим предупреждением так называемому «большинству Урсулы», которое правит в Комиссии: в вопросе экологического перехода исполнительная власть ЕС совершает ошибку».

Либо Комиссия «немедленно скорректирует свой курс», — предупреждает евродепутат от Ломбардии, — «либо граждане заставят ее измениться, сметая ее на голосовании в Европе в 2024 году». Короче говоря, фон дер Ляйен предупреждают: если она хочет баллотироваться снова, ей лучше сменить направление. Однако маловероятно, что сегодняшняя остановка приведет к отмене текста постановления, который обсуждался в течение нескольких месяцев и был закрыт в триалоге в октябре прошлого года (скорее, необычно, что оппозиция появилась только сейчас, в преддверии голосования, и что она не проявилась в полной мере раньше, учитывая важность меры). Зеленые» — вторая по величине коалиционная партия в Берлине: они стали более прагматичными, но они, конечно, не могут допустить, чтобы отказ от ключевой меры «Зеленого курса» произошел благодаря их правительству.

Сопредседатель партии «Зеленые/Але» бельгиец Филипп Ламбертс и голландский эколог евродепутат Бас Эйкхаут в унисон четко заявили: Германия «должна оставаться надежным европейским партнером». Даже министр по делам предпринимательства Адольфо Урсо, подтвердив, что Италия будет голосовать против, дал понять, что не стоит питать слишком много иллюзий, говоря о «сигнале», который Рим решил подать в ЕС, учитывая, прежде всего, другие досье. Теперь Европейской комиссии предстоит решить, как действовать дальше. Тем временем, в воскресенье, 5 марта, президент фон дер Ляйен примет участие в качестве гостя в выездном заседании федерального правительства Германии в замке Месеберг в Бранденбурге. Хотя, по словам пресс-секретаря Даны Спинант, это назначение было назначено «на некоторое время», нет уверенности в том, что она не воспользуется этой возможностью для поиска путей продвижения вперед с канцлером Олафом Шольцем.

Добавить комментарий