Вт. Сен 10th, 2024

«Идентичность реляционна, без другого разве мы могли бы существовать?» — задается вопросом режиссер. Кто возвращается в конкурс Венеции спустя 11 лет после «Террафермы»: «Это фильм, который я всегда мечтал снять, но пока не был готов».

(Adnkronos/Cinematografo.it) «Я мечтал о том, что однажды стану достаточно взрослым и смогу рассказать эту историю, зная правильный язык. В 30 лет я бы не смогла представить некоторые вещи, а сейчас я попробовала и довольна тем, что у меня получилось. Я позволил себе свободу выражения, не совсем откровения, которая следует за сознательным выбором, чтобы обратиться к тому, что ближе всего моему сердцу: к теме свободы». Эмануэле Криалезе возвращается на конкурс в Венеции через одиннадцать лет после «Террафермы» (которая принесла ему Специальный приз жюри), через одиннадцать лет после, по сути, своего последнего фильма, и делает это с «L’Безмерностью», «фильмом, который я всегда искал, он всегда был ‘моим следующим фильмом’, но каждый раз он уступал место другой истории, как будто я еще не достиг нужной зрелости и поэтому не чувствовал себя достаточно готовым. Это мой самый личный фильм, путешествие по переулку памяти через воспоминания, иногда острые, иногда блеклые, и впечатления об ушедшем времени, переосмысленные и переработанные сегодняшним опытом».

Написанный режиссером совместно с Франческой Маньери и Витторио Морони, фильм L’immensity будет распространяться компанией Warner Bros. с 15 сентября. Мы находимся в Риме, в 1970-х годах: мир, подвешенный между строящимися кварталами и эстрадными шоу, все еще черно-белыми, социальными достижениями и устаревшими моделями семьи. Клара (Пенелопа Крус) и Феличе (Винченцо Амато) только что переехали в новую квартиру. Их браку пришел конец: они больше не любят друг друга, но не могут расстаться. Держат их вместе только их дети, на которых Клара выливает все свое стремление к свободе. Адриане (Луана Джулиани), старшей, только что исполнилось 12 лет, и она является внимательным свидетелем настроений Клары и растущей напряженности между ее родителями. Адриана отказывается от своего имени, от своей личности, она хочет убедить всех, что она мальчик, и это упрямство доводит и без того хрупкое семейное равновесие до точки разрыва.

Пока дети ждут знака, который поведет их, будь то голос свыше или песня по телевизору, вокруг и внутри них все меняется. «В принципе, я всегда затрагиваю одни и те же темы, как тогда (в Respiro, Nuovomondo и Terraferma, ред.), когда я говорил о миграции, так и здесь мы говорим о путешествии, перемещении, переходе: но главная тема — не гендерная идентичность, скорее она вращается вокруг дискурса отношений, того, как мы можем измениться», — объясняет Криалезе, добавляя: «Мы такие, какие мы есть, потому что мы есть, но если бы другого не было, в какой степени и каким образом мы бы существовали? Идентичность реляционна, в случае этого фильма это история, выраженная через отношения детей со своими родителями, детей из отношений, где любви больше не существует. И эту дезориентацию дети выражают через свое тело».

Сильно проявляются отношения между Адри и ее матерью Кларой, которую играет Пенелопа Крус, вновь участвующая в конкурсе в Венеции через год после победы в Coppa Volpi с Madres Paralelas и также присутствующая в фильме Orizzonti, On the Fringe: «В женщине, которую я играю, достаточно безумия, чтобы выжить в той жизни, в которой она оказалась. Она чувствует себя запертой в своем доме, у нее нет плана побега, единственный выход для нее — это экран телевизора, который вновь соединяет ее с миром танца, музыки, мечты. Она не может больше справляться, она чувствует, что вынуждена притворяться каждый день перед своими детьми, и даже сегодня есть так много женщин, запертых в своих домах, которые пытаются притворяться. А также пережить невыразимое насилие. Это ужасные истории».

Эта фигура «является соучастником, важным ориентиром, возможно, именно любовь матери питает, придает смелости этому выбору». Мать как женщина, в этом контексте, изображается немного пленницей схем, семейной ситуации, которая не освобождает ее», — объясняет режиссер, а о выборе роли Пенелопы Крус говорит: «В ней я вижу женский архетип, она — женщина всех времен, прошлого, настоящего, будущего. Это вечное, необъятное означало, что мне даже не пришлось перестраивать диалог: она действовала по-итальянски с испанским акцентом, какая разница, эта вещь инаковости языка тоже попала в мои руки. Это было прекрасно».

Актриса размышляет о многочисленных материнских ролях, которые она сыграла на сегодняшний день: «Только с Педро (Альмодоваром, ред.) я была матерью пять раз из семи фильмов. У меня очень сильное материнское чувство, и я очень увлечена тем, что происходит внутри каждой семьи: это дает много материала, это бесконечный мир, который можно открыть для себя, мое увлечение этой темой всегда направляло меня. Сегодня самое важное для меня — это семья. А мать, которую я вывел на экран в этот раз, представляет собой сразу многих матерей: она сложный и многогранный персонаж, уже настолько живой на страницах сценария, что я влюбился в нее».

«Моя мать была одна, она пряталась со мной, для нее это была проблема, для меня — способ существования, мы с ней были очень похожи, она страдала от моей боли, я страдала от боли, которую причиняла ей», — вспоминает Криалезе, добавляя: «Мы говорим о времени, когда расставание не было вариантом, я помню, как мои бабушка и дедушка говорили ей ‘make yourself loved’…».

Продолжая автобиографическую матрицу фильма, Криалезе продолжает: «Персонаж Адрианы вдохновлен моим детством, моей историей, но здесь она преобразилась, потому что я попыталась представить личную историю в универсальном ключе. Если бы я хотел снять что-то о гендерной идентичности, я бы снял документальный фильм, но не смог бы, потому что мне нравится поэзия: я не натуралист, я ищу истину, но меня меньше привлекает реальность. Дети часто учат нас, они великие учителя, потому что они выводят нас за пределы наших границ, потому что их эволюционные предложения совершенно искренни».

Выбор исполнительницы главной роли, Луаны Джулиани, произошел после поисков, «начатых по нескольким направлениям, в Риме, среди девушек, возможно, занимающихся несколько мужскими видами спорта». Луана, — говорит режиссер, — это девочка, которая соревнуется с мальчиками, она занимается мотоспортом. В ней я увидел тот взгляд, который, как я чувствовал, заставит меня снова увидеть вещи, моих родителей, моих братьев, мне нужно было вытащить душу. Затем, как всегда, съемочная площадка для ребенка — это что-то очень, очень сложное, потому что во время съемок с ними обращаются как с богами, но они — дети, которые затем должны вернуться в реальность, в свою собственную, поэтому трудно примириться с тем, что ты представляешь, снимаясь, когда затем возвращаешься в свою жизнь».

Что касается ожиданий зрителей, Криалезе надеется, что зрители «зададут себе вопросы о том, что такое свобода для каждого из нас, та, которая дает вам смелость, та, которая подвергает вас испытанию каждый день, с вашими собственными пределами, освобождая себя от постоянных сообщений о страхе, о вещах, которые пугают».

Чтобы успокоить других, — объясняет режиссер, — мне всегда приходилось принимать стратегии выживания. Будьте уверены, я ничего не отнимаю у вас, я ничего не отнимаю у мужчин или женщин, моя женственность здесь, внутри меня. Я родилась биологически женщиной, являюсь ли я мужчиной, как другие? Не волнуйтесь, нет. Я — нечто другое, и если это другое расстраивает, потому что ускользает от классификации, мне жаль, но что я могу с этим поделать? Я — личность, человек, у меня есть права, но прежде всего я — это то, что я делаю, во что я верю. Здесь нет никакой хитрости и никакого обмана: самое лучшее в том, чтобы быть мужчиной, — это иметь и женскую часть: я та, кто я есть, я стараюсь сохранять свою полярность, множественность, я никому не представляю угрозы. Биологически я родилась человеком, и во мне по-прежнему сильна женская часть». Наконец, в фильме вновь появились фигуры Раффаэллы Карра и Патти Право: «Мы начали снимать сцены в хронологическом порядке, поэтому последовательность, в которой мать и дети поют и танцуют под ноты Руморе, была сделана одной из первых».

Когда она узнала, что Пенелопа была большой поклонницей Раффаэллы, я предложила встретиться с ней, но узнала, что она умерла за несколько часов до этого. Это было очень печально для всех нас, мы провели остаток дня, напевая эту песню. Самой сильной стороной Карры было то, что она всегда оставалась собой, даже если она была современной, она развивалась на других уровнях, меняла свой подход, свою роль, и для меня это был ее самый разрушительный аспект». Патти Право, с другой стороны: «Я видел ее однажды, когда был ребенком, на причале Фьюмичино: она вышла из белого Rolls-Royce, она была богиней, но с глазами, которые замораживали тебя, это был вихрь, оцепенение, это напугало меня. Она представляла собой проступок».

Добавить комментарий