Вт. Авг 27th, 2024

Фильм режиссера из Ливорно обращается к подросткам и их глубокому дискомфорту, усугубляемому замкнутым пространством — от издевательств до отсутствия воспитания чувств.

«Рагаццаччо» Паоло Руффини выходит на экраны завтра, но школьники уже сказали «да»! В Риме, в театре Бранкаччо, переполненном подростками, которые следили за каждой сценой с полным вовлечением, с выключенными мобильными телефонами, даже не спрашивая их, и которые в конце почувствовали желание задавать вопросы, предварительный просмотр фильма уже доставил режиссеру большую радость: «Это Оскар для меня». Действие происходит в марте 2020 года, в разгар блокады Италии, когда все за пределами больниц казалось неподвижным, «Ragazzaccio» рассказывает об эмоциях, которые вместо этого двигались, лапали даже тех, кто был в меньшей опасности, но был вынужден жить «подвешенной» жизнью между папой и стенами дома, где, возможно, никто не практиковал любовь, ласку, контакт. Так происходит и с родителями, которых играют Массимо Гини и Сабрина Импаччиаторе, и с хулиганом Маттиа, которого играет совсем молодой актер, открытый Руффини, Алессандро Бисегна.

Паоло Руффини пишет, режиссирует и создает фильм, смелый и подлинный по тону, всеохватывающий, потому что он затрагивает всех нас вне ярлыков и ролей, и потому что это предупреждение никогда не исключать. Это смелый фильм, потому что он решает прислушаться к молодым людям; он решает дать им слово, используя их слова, прислушаться к страданиям периода блокировки и вообще жизни в осуждающем обществе, где даже социальные сети часто используются для того, чтобы указывать пальцем, а не для того, чтобы сделать нас более социальными, и где защититься от кибербуллинга чрезвычайно сложно, как это сделал Алессандро Бисегна на сегодняшней пресс-конференции: «Я тоже был жертвой кибербуллинга в прошлом, и это все еще происходит со мной. В социальных сетях нет никакого контроля».

Руффини с грубоватой мягкостью вложил свои руки в ключевые темы, от издевательств до глубоких трудностей, переживаемых молодыми людьми, до отсутствия «сентиментального воспитания», наделив каждого персонажа важной и точной ролью. Все они — важные голоса. Как и профессор литературы в исполнении Беппе Фиорелло, который своей человечностью, умением слушать и сопереживать объединяет мир детей и мир профессоров. Как и голос учителя латинского и греческого языков, самого отстраненного и бескомпромиссного, которого играет Клаудия Камполонго (она же пишет саундтрек вместе с Джанлукой Самбатаро, а оригинальная песня «Ragazzaccio» принадлежит Франческо Сарцине), так и голос учителя химии, с которым ученики обращаются хуже всего, профессора, чья доброта, по словам актера Маурицио Лопса, который его играет, не должна быть принята за слабость.

Осторожно, нарочито безыскусно, но глубоко и существенно, Руффини режиссерским «резцом», от сцены к сцене, постепенно снимает материю, покрывающую правду Маттиа, материю, состоящую из дискомфорта, боли, пропущенных объятий, отчуждения. И он показал свою сущность красоты, которая проявляется благодаря тому, что не может остановить даже изоляция, — любви, вспыхнувшей в нем к Люсии, представительнице школы в исполнении Дженни Де Нуччи, которую он начнет любить на расстоянии и которая станет для него «белым светом», который поможет ему найти себя. Белый свет, да, как окрестили ее Алессандро и Дженни, которые стали друзьями после опыта работы на съемочной площадке.

Мы возвращаемся к генезису фильма вместе с режиссером. «Ragazzaccio», — объясняет Руффини в конце пресс-конференции, состоявшейся в театре Бранкаччо, — родился во время Covid-19, но он не о вирусе. Здесь говорится о том, что происходит параллельно с восстанием и взрывом пандемии. Она о том, как хулиган и вообще старшеклассники пережили подобное принудительное заключение, и о том, какое огромное влияние это оказало на них. Это фильм, посвященный всем тем, кому хотя бы раз говорили: «Он умный, но не применяет себя». Потому что я знаю многих людей, которые применяют себя, но не настолько умны, и я имею в виду эмоциональный интеллект, то, что я называю чувствительностью. Он также посвящен всем тем, кому в школе говорили: «Я тебя выгоню». Потому что настоящий вред наносится, когда вы находитесь снаружи, а не когда вы внутри. Я посвящаю его им, потому что я сам был одним из них».

‘Решение исключить тех, кто неадекватен, — утверждает он Аднкроносу, — это серьезная, ужасная ошибка. Как ребенок может принять другого, того, кто отличается от него самого, если он выброшен из дома и проводит утро в ванной? Мы должны много думать об этом и понимать, что именно взрослые должны углубить тему инклюзии».

Когда Паоло сказал мне: «Ты хочешь сделать со мной что-то безумное?», я сразу же согласился, — говорит Гини, — в этой ситуации с кино, которое немного уплощено. Я принадлежу к старшему поколению, над которым не издевались. Однажды это случилось со мной, я подвергся психологической травле со стороны сумасшедшего, который ждал меня на конечной остановке, где я сел на автобус в Трастевере. В целом, эта проблема никогда не исследовалась нашим поколением. И я думаю, что сегодня необходимо больше информации, например, о кибербуллинге. В связи с этим я надеюсь, что этот фильм поможет всем лучше понять». О том, как в фильме подчеркивается важность физического контакта между родителями и детьми, римский актер также говорил с Adnkronos: «Контакт, на мой взгляд, проходит не только через ласку, поцелуй и понимание, но иногда и через пощечину, то есть через ошибку родителя, если она идет от сердца, то есть от страха, что что-то может случиться или не будет понято. Пощечина в смысле принудительного внимания к чему-то, по отношению к чему молодой человек должен быть более уважительным или более внимательным, именно. И это говорит общепризнанный прогрессист».

И в фильме именно мать Маттиа дает сыну пощечину: «В фильме это обычная семья, — подчеркивает Руффини, — он — медбрат, она — домохозяйка, живущие в глубинке Милана». И именно с этой интерпретационной трудностью прекрасно справились Массимо Гини и Сабрина Импаччиаторе. Есть одна важная фраза, в которой она спрашивает своего мужа-медика, только что вернувшегося домой после заражения Ковидом: «И что же нам теперь делать?». И он отвечает: «Как всегда»», именно для того, чтобы подчеркнуть дистанцию, которая уже установилась в отношениях, управляемых ленивым и отстраненным ходом дней, не придавая значения любви и жизни, как это делает страстный и интимный монолог Массимо Гини, который ведет зрителя к метаморфозам героев.

Метаморфоза, которая происходит не только благодаря «белому свету», исходящему от Лючии, но и благодаря заметной инклюзивности профессора литературы в исполнении Беппе Фиорелло, который рассказывает Adnkronos о том, что дал ему этот фильм: «Этот фильм дал мне многое на личном уровне, на уровне моих отношений с Паоло Руффини. Я был удивлен поэтикой и глубиной в ней. Часто считается само собой разумеющимся, что комик должен быть комиком, что я должен играть только положительных героев, мы исходим из классических категорий, виньеток, которые мы все носим с собой, к лучшему или худшему. Известный прежде всего как комик, Паоло уже набрался смелости раскрыть другую часть себя, интимную, в работе с детьми с синдромом Дауна, также в театре, а затем в прекрасном документальном фильме о болезни Альцгеймера. И когда он решил снять этот фильм, я не колебался, особенно чтобы приблизиться к этому плохому мальчику, потому что настоящий плохой мальчик всей этой истории — Паоло Руффини, который скрывается за каждым персонажем. В Паоло так много от главного героя, в нем также есть немного от моего персонажа, просвещенного и увлекательного профессора литературы. А у режиссеров не всегда есть частичка всех персонажей, которых они играют». А роль, которая снимает печать с Беппе Фиорелло? «На самом деле, мне было приятно сниматься во многих персонажах и профилях, даже далеких от положительного героя, которого я играл очень часто. Я не ищу то, что меня стимулирует. Я делаю эту работу, чтобы открывать для себя вещи, истории, людей». (автор Вероника Марино)

Добавить комментарий