Чт. Авг 1st, 2024

Режиссер произведения, «пересмотренного» писателем Маурицио де Джованни, «акт обвинения и урок гражданской ответственности».

Сначала роман, затем фильм, затем театральное переложение: у произведения «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» несколько жизней и несколько авторов, которое Алессандро Гассманн ставит до 13 ноября в римском театре Sala Umberto: Прежде всего, книга Кена Кизи, опубликованная в 1962 году после того, как писатель поработал волонтером в калифорнийской психиатрической больнице, чтобы рассказать через преступника, который притворяется сумасшедшим, чтобы сбежать из тюрьмы, о жизни пациентов психушки и лечении, которое им назначают; затем театральное сокращение, подписанное в 1971 году Дейлом Вассерманом для Бродвея, сценическая адаптация которого легла в основу сценария одноименного фильма Милоша Формана с Джеком Николсоном в главной роли, ставшего вехой в истории кино.

В переработанной писателем Маурицио де Джованни версии история переносится из 1960-х годов в США в 1980-е годы в Неаполь, а точнее в приют для преступников в Аверсе в 1982 году, когда Италия выиграла чемпионат мира по футболу. Алессандро Гассманн — режиссер спектакля, в котором занята дюжина актеров, включая исполнителя главной роли Даниэле Руссо. Текст, который, как подчеркивает режиссер, должен стать «уроком гражданской ответственности, безжалостным обвинением методов ограничения и навязывания, принятых в приютах, но также и особенно в психиатрических лечебницах»; в психушках, но также и прежде всего необыкновенная метафора отношений между личностью и установленной властью, репрессивных механизмов общества, обусловленности человека другими людьми; крик обличения, который потрясает совесть и заставляет задуматься».

Алессандро Гассманн объясняет в своих режиссерских заметках: «Болезнь, разнообразие, принуждение и лишение свободы — это темы, которые всегда волновали меня и которые я люблю переносить на сцену в своих спектаклях. Все эти темы необычайно ярко представлены в «Пролетая над гнездом кукушки». Все начинается с прибытия нового пациента, которого необходимо «изучить», чтобы определить, является ли его психическое заболевание настоящим или симулированным: его бравада, непочтительность и дух бунтарства против правил, жестко регламентирующих жизнь заключенных, внесут сумятицу и беспорядок, но в то же время его всепоглощающий заряд человечности заразит других пациентов и попытается пробудить в них право на свободное выражение своих эмоций и желаний».

(ди Энцо Бонаюто)

Добавить комментарий