Ср. Окт 2nd, 2024

В спектакле Каспера Холтена участвует Абдразаков. Шайи: «Пространство для других голосов, которые являются частью истории театра».

Совесть против власти и сила правды против цензуры. Но также и индивидуальная вина и ее неизбежные последствия. Таково послание новой интерпретации «Бориса Годунова», шедевра XIX века русского композитора Модеста Мусоргского, в новой постановке для премьеры в Ла Скала, которая откроет сезон 2022/2023 годов миланского театра.

В постановке маэстро Риккардо Шайи, с режиссурой Каспера Холтена, декорациями Эса Девлина и русским басом Ильдаром Абдразаковым в роли главного героя, царя всея Руси, драма, действие которой происходит между 1598 и 1605 годами, является постоянным названием сезонов Ла Скала, с момента ее итальянской премьеры в 1909 году по заказу Артуро Тосканини (но дирижировал Эдоардо Витале), а 7 декабря она вернется на сцену с оригинальной версией 1869 года, так называемым «Ур-Борисом», который потряс современников своими новаторскими и реалистичными чертами, как в драматургическом, так и в музыкальном плане.

Три года назад мы сидели с Шайи и подумали, что пора немного отойти от привычки… мы спросили себя, что мы можем сделать, и решили вернуться к «Борису Годунову», который имеет долгую историю в Ла Скала. Я люблю это шоу, оно одно из моих лучших, когда я думаю, что до него еще две недели. Я бы хотел, чтобы это была уже премьера», — сказал сегодня на встрече с прессой управляющий «Ла Скала» Доминик Мейер. Главные партии, помимо Ильдара Абдразакова в его шестой «Приме» на сцене Piermarini, исполняют Айн Ангер в роли Пимена, Станислав Тромов в роли Варлаама, Дмитрий Головнин в роли Григория и Норберт Эрнст в роли Шуйского, а Лилли Йорстад в роли Федоры. Хор театра Ла Скала под управлением маэстро Альберто Малацци, режиссер Каспер Холтен и его творческая команда.

«У нас был замечательный репетиционный период, — подчеркнул Мейер, — я наслаждался каждой секундой, потому что вижу выдающуюся группу исполнителей и режиссера, который проделал замечательную работу». У нас замечательные певцы, все как надо, а затем потрясающий оркестр и техники, прекрасное освещение. Я просто хочу, чтобы ее воспринимали такой, какая она есть, — великим шедевром в истории оперы, созданным с желанием добиться успеха и, возможно, передать более универсальное послание».

Затем суперинтендант Мейер похвалил главного героя спектакля, русского баса Ильдара Абдразакова: «Он выдающийся исполнитель, один из величайших в истории этой оперы», — заверил он, подчеркнув, что мрачная и злободневная история перекликается с темой «Макбета» Верди, которым Ла Скала открыла прошлый сезон. Поэтому на пресс-конференции не было места для полемики по поводу решения открыть сезон «Ла Скала» русской оперой, в непростое время, когда война на Украине все еще не подает признаков разрешения, к тому же с решающей программой трехлетней давности.

«С «Борисом Годуновым» мы не пропагандируем президента России Владимира Путина, — в очередной раз заверил Мейер, — есть разница между текущей политической ситуацией в России и великим шедевром истории искусства. В этой презентации нет ничего, что противоречило бы Украине. Мы приняли разумное решение: вы должны прочитать либретто оперы, в нем нет апологии режима, скорее наоборот».

В основе размышлений Мейера лежит именно происхождение либретто, драмы Александра Пушкина, написанной в 1825 году и опубликованной в 1831 году, и тот факт, что для открытия своего девятого сезона Шайи выбрал «Бориса Годунова» в первой семисценической версии, представленной Мусоргским в Императорских театрах Санкт-Петербурга в 1869 году. «В первые сезоны моего музыкального руководства, — отмечает маэстро Шайи, — я считал необходимым сосредоточиться исключительно на итальянском репертуаре, посвятив курсы Джакомо Пуччини, «Молодежной трилогии» Джузеппе Верди и операм, премьера которых состоялась в Ла Скала».

Однако сегодня «пришло время дать место и другим голосам, которые являются неотъемлемой частью истории Ла Скала», — отметил Мейер, — «Этот «Борис Годунов» является для меня неизбежной кульминацией путешествия в музыку Мусоргского». Это абсолютный шедевр, слишком большой шедевр, чтобы быть принятым петербургской театральной комиссией, и сегодня он представлен в грозном составе».

Главный герой, Ильдар Абдразаков, также доволен: «Наконец-то персонаж, который является русским, — говорит он с удовлетворением, — Для меня это очень важная роль, это не пение, а душа и огонь». Если бы мне пришлось сравнивать, то у Верди сначала идет пение, а потом слова, а у Бориса все наоборот. Все актеры замечательные, и для меня всегда большая честь и удовольствие быть здесь. Я самая счастливая певица в мире, потому что я в Ла Скала на открытии сезона».

(di Federica Mochi)

Добавить комментарий