Чт. Окт 3rd, 2024

Ла Скала премьера 2022 года, маэстро Шайи и Борис Годунов: что нужно знать

Среди многочисленных путей, составляющих более чем 40-летний опыт работы дирижера в Ла Скала, особое значение имеет путь, пролегающий через русский репертуар.

Среди многочисленных путей, составляющих более чем 40-летний опыт маэстро Риккардо Шайи в Ла Скала — который сегодня дирижирует «Борисом Годуновым», шедевром XIX века русского композитора Модеста Мусоргского, в новой постановке для премьеры в Ла Скала — особое значение имеет тот, который проходит через русский репертуар.

После раннего дебюта на подиуме Маснадиери в 1978 году, когда Клаудио Аббадо призвал его заменить Джанандреа Гаваццени, в 1979 году Шайи добился теплого личного успеха, дирижируя «Прогрессом грачей» Стравинского в Lirico, а в 1981 году блестяще разрешил критическую и интерпретационную головоломку, представленную «Праздником Сорочинцев» Мусоргского. В 1994 году настал черед «Огненного ангела» Прокофьева, успех которого многие помнят до сих пор.

«В первые сезоны моего музыкального руководства, — объясняет маэстро Шайи, — я считал необходимым сосредоточиться исключительно на итальянском репертуаре: программы были посвящены Джакомо Пуччини, «Молодежной трилогии» Джузеппе Верди и операм, премьера которых состоялась в Ла Скала. Сегодня пришло время освободить место для других голосов, которые являются полноценной частью истории Ла Скала».

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского впервые был представлен на итальянском языке в нашем театре в 1909 году под управлением Эдоардо Витале с Федором Шальяпиным в роли главного героя, и оставался постоянным присутствием в последующие сезоны, в частности, благодаря Артуро Тосканини, который дирижировал им в течение четырех сезонов с 1922 по 1927 год, Антонио Гуарньери, который возобновлял ее в 1935, 1941 и 1946 годах, а затем, среди прочих, Антонино Вотто и Джанандреа Гаваццени — вспоминает Шайи — В 1979 году «Борис Годунов» стал второй неитальянской оперой, открывшей сезон 7 декабря после «Фиделио» под управлением Карла Бёма в 1974 году: выбор открытия, желаемый Клаудио Аббадо, который дал незабываемую интерпретацию вместе с режиссером Юрием Любимовым. В то время я был ассистентом Аббадо, и я помню месяцы репетиций, чтобы воплотить в жизнь новаторский спектакль, который также стал предметом критики, но который остался в интерпретационной истории оперы, а также в истории Ла Скала. Туллио Серафин писал, что величие Бориса, возможно, обязано мрачному реализму, с которым Верди изобразил головокружение от власти в «Макбете». Представление двух опер в двух последовательных инаугурациях также приобретает этот смысл».

Этот «Борис Годунов», который, как и каждое 7 декабря, будет сниматься камерами Rai Cultura, — заключает Шайи, — является для меня важнейшей точкой прибытия в путешествие в музыку Мусоргского, которое я начал еще в юности, дирижируя во Флоренции и Болонье сценой смерти главного героя с таким историческим интерпретатором, как Борис Кристофф, вместе с «Песнями и плясками смерти», и которое имело важную сцену в Ла Скала во время фестиваля Мусоргского 1981 года с «Ярмаркой в Сорочинцах» в постановке Сильвано Буссотти».

Добавить комментарий