ДОЛНИЙ КУБИН/РУЗОМБЕРОК — Прошло невероятных 12 лет с тех пор, как хоккейный мир потерял практически всю свою ярославскую команду «Локомотив» в результате страшной трагедии в России.
В то время в составе команды находились также чешское трио Йозеф Васичек, Ян Марек и Карел Рахунек, но с точки зрения словацкого болельщика наиболее ощутимой потерей стала гибель Павла Демитры, жившей в то время легенды хоккея. Вскоре после подтверждения страшной новости словацкие катки превратились в освещенные кладбища, полные слез, а хоккейная общественность оплакивала человека, который всегда с гордостью и достоинством представлял свою страну.
Однако мир потерял не только великих хоккеистов, тренеров и членов руководящих команд, но и, прежде всего, замечательных и преданных отцов, мужей, сыновей и друзей. Словак 38 был одним из них, потому что о Палеке Демитре все знали, что он принадлежал к той группе людей, которым не чуждо бескорыстное оказание помощи, не ожидая за это никакой расплаты.
Подобный опыт глубоко в сердце носит бывшая сотрудница АЗС в Ружомбероке, где Пашко остановился в августе 2011 года, незадолго до авиакатастрофы. Полный радости и смеха, он зашел на заправку, и наш респондент сразу насторожился.
«Подошла его очередь, и я сразу узнал его, подошел к нему. Он был поражен, что я так быстро его узнал. Я ему говорю — Пашко, все знают, что ты и мои мальчишки — любители хоккея и собирают карточки с подписями хоккеистов. У нас уже есть Хосса, Габорик и другие, но, например, Пашко нам не хватает. Я открыла его кабинет, чтобы он увидел карточки», — вспоминает Марсела, игрок в насос.
«Клиенты говорили мне, чтобы я не надеялась, что он точно не вернется, сядет в машину и уедет. Я уверен, что он сказал вам это, чтобы успокоить вас и дать вам душевное спокойствие». И вот, пожалуйста, они ошиблись.
Словацкая икона сказала, что ей пришлось пойти посмотреть в машине, потому что она не знала, есть ли у нее карты. Демитра пошел к машине и обшарил все — переднюю дверь, шкафчики, заднюю дверь и багажник, пытаясь найти хотя бы одну карточку. Через некоторое время он вернулся в салон и извинился, что, к сожалению, у него нет ни одной карты.
«Извините, но, к сожалению, у меня нет с собой карточки с автографом. Я собираюсь доиграть сезон в КХЛ и в следующий раз, когда буду проезжать мимо этой заправки, заеду и передам ее Вам лично в руки. Если вас здесь не окажется, ничего страшного, я оставлю ее в магазине. Рассчитывайте на это», — сказал Демо, не подозревая о надвигающейся трагедии.
В день происшествия Марсела была на дежурстве, и вдруг пришел ее начальник и рассказал ей о случившемся. «Когда мой начальник рассказал мне об аварии, я не хотела в это верить, у меня сразу же появились слезы на глазах, нахлынули воспоминания о том, что произошло за несколько недель до этого. Эти воспоминания сохранились до сих пор. Я была очарована его человечностью, он был человеком с большой буквы «С»», — закончила наш разговор Марсела, дрожащими руками.
Хотя Пашко так и не довелось вручить фирменную открытку нашей героине, учитывая его характер, доброту и человечность, можно предположить, что при первой же возможности он передал бы обещанное. Ведь, как он говорил, жизнь слишком коротка, чтобы не сделать в ней друг друга счастливыми.